1. Готы и вампиры.
Граф Дракула наш кумир патамушта он вомпир! (с) “Аццкая сотона”
Пожалуй, самый распространенный и идиотский штамп. Каждый второй бедный готик считает себя вампиром. Юные барышни обчитываются романами Анны Райс и молятся (хотя уместно более пошлое выражение) на «Интервью с вампиром».
Изначально тема вампиризма возникла благодаря фильму «Голод», экранизации романа Уитли Стрибера. Брэм Стокер и его «Дракула» также занимает почетное место в ряду культовой готической литературы. Хоррор-фильмы 30-х, также как и более позднее кино (Дракула, Интервью с вампиром, Ван Хельсинг и тд) также являются неотъемлемой частью культуры.
Все это хорошо и интересно, вот только после просмотра фильма «Чапаев» лишь лица совсем юного возраста мнят себя красными или белыми. Изначально песня Bela Lugosi’s dead, как и аристократично-вампирский имидж, были стебом, шуточным сценическим образом таких групп как Bauhaus и the Damned (по их собственным признаниям). Аудитория, очевидно, восприняла все всерьез. Затем этот тренд поддержали умные продюсеры. Результат – целая плеяда хитово-легковесных вампирских групп (Untoten, Inkubus Sukkubus и тд).
Безусловно, вампирская тема по своей эстетике достаточно близка к субкультуре. Это мрачная, мистическая атмосфера, утонченные аристократы и так далее. Есть и более глубинные аспекты, касающиеся философии и мироощущения. На наш взгляд, это стремление к бессмертию, ощущение себя undead, а также замкнутость, тоска, ощущение отверженности и одиночества. Возможно – ночной образ жизни, избегание яркого света и дневной суеты.
Подобные предпочтения действительно свойственны определенному количеству людей (особенно творческих), можно спорить, лучше это или хуже,но это данность.
Тем не менее, это не причина подгонять свой образ жизни под дешевую бутафорскую вампирскую оперетку. Что же касается литературных достоинств творений Анны Райс, то они оставляют желать лучшего.
2. Готы и кладбища.
Кладбища действительно имеют определенную притягательность. Это красота старинной архитектуры, статуй и склепов, спокойствие, тишина и уединение. Но все это теряет смысл, как только оно становится местом тусовок и массового паломничества. В глазах бедных готиков регулярное посещение кладбищ является обязательной частью «готического образа жизни».
Куча малолетних уродцев в черных шмотках и с плохим гримом, распивающая алкоголь на кладбищах, в лучшем случае вызывает здоровый смех. То же относится к полным гордости рассказам о подобных прогулках на кладбищах, о крутом сексе там же и о разных не менее крутых магических экспериментах там же. Для подобного есть подходящий нерусский термин – моветон.
Если же вас всерьез притягивают кладбища, их красота, спокойствие и тд, то отношение к этому должно быть как к вопросу глубоко личному. Не терпящему широкой огласки и дешевых разговоров. Есть множество других способов выпендриться.
3. Анкх на шее, когти и прочее.
Первое, что делает юное существо, заинтересовавшееся готикой – естественно, приобретает анкх и носит его навыпуск. Анкх – все равно что галстук для пионера. Прежде чем совершить столь серьезный шаг в своей жизни, рекомендуем задуматься над парой моментов. Во-первых, ужасная банальность и затасканность этого символа не сделают ваш имидж оригинальным. Во-вторых, не стоит одевать религиозные символы, если в них не веришь.
Известно, что анкх попал в субкультуру благодаря фильму «Голод», а также благодаря его основному значению – символу вечной жизни. Однако откроем одну тайну – анкх сам по себе никак не делает вас готом. Не больше, чем треуголка – Наполеоном! Религиозные символы отражают религиозные убеждения человека и без них теряют какой-либо смысл.
Когти, кольца, серьги, цепочки, шипастые ошейники, браслеты и прочее могут быть частью неповторимого имиджа человека, но как правило превращают его в новогоднюю елку. Особенно при их неумеренном и безвкусном сочетании – то есть среди готиков почти всегда.
4. Весь в черном и белый грим – значит точно гот.
Это один из самых общепринятых признаков, благодаря которому и сам человек, и окружающие считают его принадлежащим к данной субкультуре. Самый распространеный типаж – это облаченное во все черное существо с черными волосами, черной помадой на губах и белой пудрой. Хотя культуре и свойственна определенная эстетика, выражающаяся во внешнем виде, но: внешний вид должен соответствовать нескольким несложным правилам.
- Внешний вид является отражением внутреннего мира человека, его мироощущения, убеждений и тд. В противном случае это пустое следование моде либо желание выделиться. Короче – пустой выпендреж.
- Помимо черного, в арсенале готического имиджа существуют еще и другие цвета. Нужно перечислить?
- Основной чертой имиджа готов является индивидуальность и стремление к самовыражению. Стремление «быть похожим на Ворона, потому что он готичен» не способствует развитию индивидуальности.
- Одежда, как и косметика, и украшения, должны гармонично сочетаться и подходить к внешности. Винил, эротично обтягивающий целлюлитные формы, вряд ли свидетельствует об изысканном вкусе.
- Имидж – это не только одежда. Так, девушки в старинных бархатных платьях с лицами базарных торговок и соответствующей лексикой представляют из себя довольно занятное зрелище.
В общем, не стоит переоценивать магию черного цвета или наличия Нью-Роков. Стремление соответствовать «готическим стандартам» поможет вам выглядеть банально и безвкусно.
5. Готы – дети Тьмы.
Малолетние готики очень любят серьезные книжки по магии и оккультизму. Каждая вторая девочка мнит себя ведьмой, язычницей или на худой конец злой сатанисткой, хотя то же касается и многих молодых людей. Очень модны подобная литература (как художественная, так и практическая), фильмы, атрибутика, и самое главное – разговоры и обсуждения. В общем, причастие к силам Тьмы, в той или иной их форме (как правило, достаточно вульгарной), считается хорошим тоном, неотъемлемой частью имижда и образа жизни готиков.
Подобные увлечения объясняются достаточно простыми причинами. Это следование моде, желание чем-то выделиться на фоне «обывателей», быть не таким, как они, противопоставить себя обществу и его «лживым морально-обывательским» ценностям. При этом. как правило, человеку недостаточно осознавать свою внутреннюю индивидуальность, ему крайне важна реакция окружающих на его вызывающую внешность, поведение, образ жизни… Что касается различных магических практик, то тут налицо желание без всяких усилий стать выше других, обрести какую-либо власть. Фактически – это желание что-либо получить, или проще говоря, тяга к халяве. Кстати, закончиться это может достаточно печально, ибо сказано: «Н влезай – убьет!»
Это все мало относится к готике. Скорее, это можно отнести к блэк-металлу, который несмотря на все потуги, пока еще не готика. Справедливости ради заметим, что при современных темпах развития готика имеет отличные шансы самой «дорасти» до уровня блэка.
Для готики как культуры (без суб-) характерен духовный поиск. Этот поиск может привести к развитию, к получению ответов на извечные вопросы, а может – к сомнению и разочарованию. Люди несовершенны, поэтому каждому, кто ищет, присуще и то, и другое. Возможно, для готики в большей степени характерна темная составляющая, сомнение, разочарование, боль, нежели гармония и просветление… Но в любом случае, это не вульгарная магия и сатанизм.
Таким образом, вполне понятно увлечение философией, религией, мистикой, изучение различных точек зрения на эти вопросы. Но не стоит путать это с магией или сатанизмом, а тем более всячески доказывать себе и окружающим свою «темность».
6. Настоящий гот должен быть в постоянной депрессии.
Совершенно абсурдное утверждение, возникшее из примитивного, субкультурного толкования так называемого «готического мировоззрения» – см знаменитый готикФАК. Готическую музыку, близкую ей литературу, кино, очень грубо можно назвать «мрачной». То же касается и мироощущения людей – как авторов подобных произведений искусства, так и почитателей. Очевидно, им присущи особенности темперамента, эмоций, настроения, которое тоже грубо хатактеризуется как «мрачное», в англоязычных ресурсах употребляют понятия dark mood и depressive. В большей степени это относится к людям, серьезно относящимся к готическому искусству, культуре, ее философии, так называемым Mopey Goths.
Не вдаваясь в эти тонкости, популяризаторы готики называют все это «готическим мировоззрением» (попутно путая понятия мировоззрения и мироощущения), и делают вывод, что оно депрессивное (из-за буквального перевода depressive). А раз так, то настоящий гот – это тот, кто в таком «мировоззрении» постоянно, то есть в постоянных депрессиях. А так как таких людей практически нет (либо они избегают тусовок), то делается логичный вывод, что готического мировоззрения не существует.
Вся эта каша привела к тому, что понятие депрессии стало как бы неотъемлемым атрибутом «настоящего гота». Имидж требует постоянно мрачное выражение лица, соответствующие темы для разговоров. Многие сознательно вгоняют себя в подобное состояние.
Между тем, депрессия – это болезненное состояние. Да, для него могут быть серьезные причины, да, эмоционально готы и творческие люди больше подвержены ему. Но сознательное развитие в себе этого состояния, особенно без серьезной причины, а лишь чтобы соответствовать имиджу, либо просто по слабости характера, не имеет отношения к готике. Если уж подобное состояние существует, то взрослый человек не станет «грузить» им окружающих, по возможности не будет навязывать им свои проблемы, или просто постарается в компании отвлечься от них. Тем более, что наряду с некоторой мрачностью, готам свойственен ряд внешне компенсирующих ее черт, таких как черный юмор, ирония и самоирония.
Вывод: постоянное размазывание соплей по расписанному черно-белым гримом лицу – неготично.
7. Готы, смерть, суицид.
Смерть и суицид – пожалуй, самые популярные «готические» темы для обсуждений, особенно на различных форумах. Для всей готической субкультуры можно выделить три подхода к этим вопросам. Первый – как к серьезной проблеме, которая вторгается в нашу жизнь, является ее частью. Второй – к их эстетике, что очень характерно для содержания готического творчества. И третий, самый распространенный, о котором здесь и пойдет речь. Это просто обсуждение, болтовня, определенная часть имиджа.
За подобными разговорами стоит дешевая мода, не более того. Плюс элементарное желание выпендриться, привлечь к себе внимание окружющих. Они являются вернейшим признаком любого бейбика. То же относится к слегка порезанным венам, которыми бейбики непрочь иногда щегольнуть.
В общем, все это не имеет отношения ни к реальной жизни и ее проблемам, ни к готике. И как правило, вмиг отбрасывается, как неуместная маска, когда смерть действительно входит в жизнь ваших близких.
8. Готическая ориентация.
Сексуальная ориентация человека, его предпочтения и «любимые блюда» являются его личным делом. Оно не имеет прямого отношения к тому, позиционирует ли себя человек как гот, металлист, пацифист, вегетарианец и тд и тп. Но вопросы секса, особенно нетрадиционная ориентация, всевозможные извращения, пользуются повышенным интересом в обществе в целом, вызывая обильное слюноотделение и нетолько. Любовь посплетничать, а лучше подглядеть, желательно еще и понюхать, усердно культивируется телевидением, прессой и тд и тп. Естественно, это касается и готического сообщества. Черты андрогинности или женственности свойственны имиджу участников достаточно многих готических групп – начиная с Lacrimosa, Christian Death; это вообще характерно для пост панка, дэзрока и для так называемых romantic goths (чей имидж во многом взят из традиций 17 – 18 века). Но, за редким исключением, это люди вполне традиционной ориентации, также как и поклонники этих групп. Да, среди готических музыкантов есть люди би- или гомосексуальных предпочтений (повторяем, сейчас мы не обсуждаем, плохо это или хорошо), но их количество куда меньше, чем среди обычной попсы.
Упертых лесбиянок в готике достаточно немного, хотя страшненьких девочек и без них хватает. Другое дело бисексуальность, которая свойственна многим «готическим девушкам» (хотя на строгие статистические данные мы сослаться не можем). Причем она всячески подчеркивается их имиджем и вызывающим поведением на публике. В целом, общество гораздо терпимее относится к женской бисексуальности, нежели к мужской; многие вообще гуманно считают это нормой. Но, то, что часто имеет место в готике – это подчеркнутая, выпендрежная бисексуальность. Потому что типа круто.
Собственно, именно это в готику и притягивает (хотя кого-то и отталкивает) – дешевый выпендреж и выдающаяся безвкусица, подчеркнутая вульгарность и показная сексуальная неразборчивость. Они усердно культивируются клубами, промоутерами, группами, которые к готике вообще-то не относятся в силу собственной убогости, но очень хотят ею называться. С ориентацией же в готике все обстоит точно так же, как и в обществе в целом (насколько нормально – тут мнения расходятся, на вкус и цвет…). И если окружающие начинают лезть не в свое дело и докапываться, какой вы ориентации, можете смело заявить – нормальной… готической.
9. Тусовки и «готические дни».
Как известно, готы не общаются – готы тусуются. Теория субкультуры декларирует такие особенности готов, как индивидуализм, замкнутость, нередко – мизантропию. Но при этом согласно известному готик-ФАКу, как ни парадоксально, одним из признаков гота является посещение мест тусовок! Бред, конечно, но на практике так оно и выходит.
Как-то (в районе 2003 г) один человек посетил место массового скопления бейбиков – сами знаете какое – и, прикинувшись новичком, завел разговор с каким-то малолетним существом. Существо было с черными волосами, имело на себе всю полагающуюся атрибутику в составе анкха, пентаграммы и хертаграммы, и жутко этим гордилось. На вопрос, как стать готом, оно всерьез задумалось, потом с благосклонным видом просветителя ответило примерно следующее:
«Ну, сначала посещай тусовки в готические дни. В среду Чэ-Пэ, в четверг Октябрьскую, а в воскресенье – Введенку.
Так ты ПОСТЕПЕННО СТАНЕШЬ ГОТОМ»
К сожалению, эта история – правда.
Думаю, no comments.
10. Особо готичные имена
Готические имена, ники, прозвища и погонялы просто потрясают воображение! Как правило, не утонченностью и изысканностью, а банальностью и безвкусицей. И как правило, имя предсказывает манеру общения человека, особенно это касается виртуального общения.
Рекордсменами по употреблению являются такие слова-паразиты, как dark, shadow, fallen. Получаются мрачно-пафосные сочетания вроде fallen angel или dark lord. Им свойственна депрессивная романтика и потуги на аристократичные манеры (вроде обращения на Вы).
Следующую группу составляют вампирские ники: Лестат, Моргана, Акаша и прочие герои вампирских книжек, или на худой конец – Вампир. Вот так, просто и со вкусом, чтобы простой смертный сразу понял, с кем имеет дело. Упертые сатанисты обычно еще и добавляют чтонть вроде evil, death или 666. Эти существа очень любят обсуждать дешевую мистику, говорить о собственной избранности и сверхчеловеческих способностях.
Среди бейбиков, особенно пришедших из металла, очень популярно просто использовать названия любимых групп или имена музыкантов. Как правило, они занимаются простой болтовней по самым разным и малооригинальным темам.
Особым шиком считается повысить себя до сана какого нибудь языческого бога или демонического персонажа. К примеру, Люцифер, Сатана666, Баал, Астарта, Исида, Асмодей и тд и тп. Это дает им право считать собственные телеги умнее, чем чужие.
На фоне всего этого несложно получить славу интеллектуала, шутника и острослова, назвавшись чем-нибудь дворняжно-помоечным, вроде Васи Пупкина. Стройные ряды бейбиков тут же начинают пускать сопли от восхищения, ведь Вася Пупкин ни к чему, кроме творческой богемы, принадлежать не может. В противовес пафосным готикам, все мысли Вася Пупкин выражает с цинизмом, подрепленным хорошей порцией мата. Ну да, ведь это же такой стеб, такой вкус! Времена Алешковского, Ерофеева, Довлатова и прочих, представлявших в нелегкое советское время в своем творчестве смесь аристократизма и помоечности, утонченности и матершины – эти времена в прошлом. Им на смену пришли Пупкины – оплот антиэстетствующего андерграунда.
Так что готические никнеймы достаточно разнообразны – делайте выбор.